Пресс-центр

Скачать №3(12) от 2015

Текст.jpg

Журнал «Интеллект & Технологии № 3 (12) 2015



Вышел в свет очередной номер научно-технического журнала «Интеллект & Технологии», учредителем которого является ОАО «РТИ».

Авиакосмическая отрасль — неотъемлемая составляющая любой современной индустрии. Государство, как правило, уделяет авиапрому особое внимание, держа под своим взыскательным контролем его экономическое развитие, экспортный потенциал и технологическую состоятельность. В России все ключевые активы самолетостроения консолидировала Объединенная авиастроительная корпорация, которая и отождествляется сегодня с отраслью в целом.
Кто проявляет интерес к SSJ100? Когда МС-21 поднимется в воздух? Что предлагает нам COMAC из Китая? На эти и другие вопросы в интервью журналу ответил Юрий Слюсарь, кандидат экономических наук, президент Публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация».

Одним из доминирующих трендов развития сложных технических систем в современном мире стали создание и производство роботизированных комплексов вообще и беспилотных авиационных комплексов (БАК) в частности. Так, в системе вооружений передовых государств мира БАК заняли прочное место. Они решают многочисленные задачи, прежде всего воздушной разведки, наведения и контроля результатов применения ударных средств поражения различных видов базирования, включая собственные, РЭБ и многие другие функции.
Об аспектах создания отечественных беспилотных авиационных комплексов в своей статье рассказывает Владимир Верба, генеральный директор — генеральный конструктор АО «Концерн «Вега», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

На заре развития отечественного авиастроения основатель российской авиационной науки Н. Е. Жуковский как никто другой понимал великую сложность задач, которые ставила перед архаичной промышленностью страны новая отрасль. Решающую роль в увязывании революционных идей авиаконструкторов с реальным положением дел в индустрии, по мнению Жуковского, должна была сыграть научная составляющая. В одной из своих работ великий ученый написал: «…Позвольте высказать пожелание, чтобы средства наших аэродинамических лабораторий стали в соответствие с могуществом и творческими силами нашей родины».
Многие десятилетия одной из таких аэродинамических лабораторий заслуженно считают факультет аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ) Московского физико-технического института. Его главная задача — готовить научные кадры для рынка высоких технологий, и прежде всего — для авиакосмической отрасли. О тенденциях в мировом аэрокосмическом строительстве, перспективных научных исследованиях, а также о сегодняшнем дне факультета, отметившего этим летом свой полувековой юбилей, рассказывает декан ФАЛТ, доктор технических наук, профессор Виктор Вышинский.

В этом году авиационную отрасль России лихорадит особенно сильно. Из-за нестабильного курса рубля половина авиакомпаний терпит убытки, существенно подорожали авиабилеты. Осенью ситуация усугубилась банкротством «Трансаэро» — одного из крупнейших перевозчиков страны. В чем причины кризиса отечественной авиации? Как можно оценить государственное регулирование авиаотрасли в России? Какие первоочередные шаги нужно предпринять для улучшения безопасности полетов?
Над этими и другими вопросами в статье «Быть великой авиационной державой» размышляет Олег Смирнов, в 1983–1991 годах — заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, член общественных советов Росавиации и Ространснадзора.

«В современных условиях, когда, как и у нас, в руках нашего вероятного противника имеются межконтинентальные средства с ядерной начинкой, значимость противовоздушной обороны, безусловно, стала № 1. Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется неспособной отразить удар с воздуха».
Эти слова Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, прославленного полководца, легендарного «маршала Победы» в наши дни воспринимаются особенно актуально: они реально осязаемы на фоне последних локальных войн и вооруженных конфликтов, роли и значимости в них сил и средств противовоздушной обороны (ПВО). Потребность в защите от ударов средств нападения с воздуха, а сегодня и из космоса, постоянно возрастает, став определяющей среди видов и форм военных действий.
Об истоках развития отечественной ПВО, этапах ее становления и сегодняшнем дне ПВО-ПРО читайте в статье «Защита России от ударов с воздуха и из космоса», авторы которой — представители Ярославского высшего военного училища ПВО: Александр Кротов, генерал-майор в отставке, кандидат педагогических наук, профессор кафедры тактики и общевоенных дисциплин; и Александр Мовчан, полковник в отставке, доцент кафедры тактики и общевоенных дисциплин.

«Всегда на высоте!» Под таким девизом прошел в подмосковном Жуковском очередной, 12-й по счету Международный авиационно-космический салон МАКС-2015. Судя по его итогам, подкрепленным объективными цифрами, главное авиационное событие года полностью подтвердило свой публичный слоган.

ООО «РТИ Аэрокосмические системы» («РТИ АКС»), созданное ОАО «РТИ» в декабре 2014 года в рамках формирования нового бизнес-направления, приступило к отработке основных систем создаваемого комплекса глобального мониторинга. Для этого разработчики будут использовать специальную летающую лабораторию. Более детально об уникальном проекте рассказывает статья «От летающей лаборатории к «всевидящему оку».

Практическое освоение Арктики и Антарктики, начатое еще в XX веке, невозможно представить без авиации. Сейчас, в свете интенсивной разведки шельфовых месторождений, строительства новых нефтепродуктопроводов и мест складирования, увеличения объемов танкерных перевозок в районе Северного морского пути и прибрежных территорий, вопрос о возрождении системы полярной авиации стоит в нашей стране особенно остро.
Ответом на все «северные» вызовы могут стать безаэродромные амфибийные летательные аппараты. О некоторых из них в статье «Полярный транспорт будущего» рассказывает Вадим Олейников, первый заместитель генерального директора ЗАО «ЛИЦ АСН», доктор технических наук, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы ФС РФ, летчик-испытатель МО и МАП СССР.

6 ноября 2015 года в Государственном научном центре Российской Федерации — Институте медико-биологических проблем РАН (ГНЦ РФ — ИМБП РАН) завершился наземный модельный изоляционный эксперимент, проходивший в рамках проекта «Луна-2015». Основная цель исследования — изучение механизмов адаптации женского организма к условиям изоляции в герметичном объекте при межпланетных перелетах. Подробности читайте в материале «У „Луны“ женское лицо».

Научный блок представлен статьями «Новая организация российской авиационной промышленности: эффективность и риски», «АТЛАНТ» расправляет плечи» и «Технологическое развитие гражданского авиастроения: экономические движущие силы и следствия».

Кроме того, несомненный интерес у читателей вызовут материалы «Под защитой НИМФЫ» (рубрика «Практикум»), «Я вижу, как бесится пульс!.." (рубрика «Мастер-класс») и многое другое.


Возврат к списку