Системные проекты

Гренландия, до востребования!

6 июня. Сделать перерыв в арктической экспедиции на собачьих упряжках на год — такое решение после всесторонней оценки климатических перспектив активно наступившего в Гренландии полярного лета и связанного с ним нестабильного состояния ледникового покрова острова приняли Федор Конюхов и Виктор Симонов.

6 июня. Несмотря на высокую степень готовности второго этапа экспедиции, Федор Конюхов и Виктор Симонов приняли решение продолжить ее в следующем году.

«Мы достаточно поздно оказались на северном побережье Гренландии в точке старта второго этапа экспедиции. До этого почти неделю пережидали мощный циклон в Канаде на острове Уорт Хант. Столько же дней потеряли из-за непогоды уже в Гренландии. За это время мы смогли бы пройти более 500 километров по леднику. Теперь есть опасения и они небезосновательны, что при завершении пути мы просто не выйдем на собачьих упряжках в точку финиша, так как ледник на юге острова сильно подтает, и экспедиция самостоятельно не спустится на южное побережье Гренландии. »

Такие же рекомендации выдал путешественникам и штаб экспедиции, основываясь на прогнозах Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Арктического и антарктического научно-исследовательского института, зарубежных ледовых служб. Они оказывали помощь экспедиции, предоставляя ей прогнозы погоды и дрейфа льда, спутниковые снимки ледовой обстановки в Арктике по пути следования.

Уже очевидно, что потепление климата, начавшееся на планете около 100 лет назад, вызывает уменьшение количества льда в Арктике. За столетие средняя глобальная температура воздуха на Земле повысилась на 0,6–0,8 градуса Цельсия (±0,1 градуса). Это ведет к серьезным изменениям геофизических и гидрометеорологических процессов. В частности, уменьшаются площадь и толщина вечной мерзлоты в Арктической зоне, все дальше на Крайний Север отступает ее граница. Интенсивность аналогичных процессов в Северном Ледовитом океане и атмосфере над ним также серьезно возросла. Федор Конюхов и Виктор Симонов стали очевидцами большого количества во льду трещин и полыней с внушительными акваториями открытой океанской воды.

В связи с такой ситуацией в Арктике даже полярная станция «СП-40», начавшая свою работу в октябре минувшего года, вынуждена завершить ее на три месяца раньше намеченного срока: льдина, на которой обосновались полярники, начала разрушаться. К «СП-40» направляется атомный ледокол «Ямал», срочно вышедший из Мурманска для эвакуации дрейфующей станции, которая сейчас находится у берегов Канады.

Напомним, что экспедиция Федора Конюхов и Виктора Симонова планировала за один сезон пройти на собачьих упряжках самый протяженный маршрут в Арктике — от географической точки Северного полюса до побережья Канады и затем через Гренландию с севера на юг. Протяженность маршрута более 4 тысяч километров.

С момента организации экспедиция приобрела статус национальной: ее поддержали Русское географическое общество и Республика Карелия, путешественников благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Уже на полюсе их приветствовали члены Арктического совета, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев и специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

Экспедиция стартовала 6 апреля с Северного полюса при поддержке российской ледовой станции «Барнео», а уже 23 мая успешно достигла побережья Канады, острова Уорт Хант. За 46 суток Федор Конюхов и Виктор Симонов, используя упряжку ездовых собак, которые выращены в Республике Карелия, преодолели свыше 900 километров по дрейфующему льду Арктики.

Впервые в истории россияне пересекли Северный Ледовитый океан от Северного полюса до побережья Канады на собачьих упряжках, не потеряв ни одной собаки!

Не однажды в пути они были на грани выживания, когда путешественники и нарты с продовольствием, снаряжением и аварийно-спасательным оборудованием проваливались в воду. Неоднократно нарты, преодолевая торосы, падали с многометровой высоты на лед. Движение экспедиции затрудняли обилие торосов, большое количество открытой воды, широкие трещины в паковом (многолетнем) льду и глубокий снег, в котором вязли нарты и собаки. Это были запредельные условия для участников экспедиции. В частности, перед выходом на побережье Канады последние километры по дрейфующему льду отважные путешественники буквально продирались сквозь пятиметровые стены из торосов.

Еще большего уважения заслуживает тот факт, что в этих экстремальных условиях Федор Конюхов и Виктор Симонов провели целый ряд научных исследований в интересах своих генеральных партнеров — АФК «Система», ОАО «РТИ» и ОАО «НИС ГЛОНАСС». Так, для «РТИ» путешественники анализировали качество КВ радиосвязи в полярных широтах. Для натурных измерений условий распространения радиоволн КВ диапазона на полярных трассах и для измерений характеристик космических излучений на маршруте перехода для оценки состояния высокоширотной ионосферы НПК «НИИДАР», входящая в «РТИ», передала в распоряжение экспедиции несколько радиоприборов. Полученные результаты после всестороннего анализа лягут в основу разработок перспективной аппаратуры, адаптированной к условиям Арктики.

Дмитрий Ступин, заместитель генерального конструктора ОАО «РТИ»:

 «Диапазон коротких волн (КВ-диапазон) очень интересен для работы в условиях полярных широт. Помимо связи, нам очень интересны радиолокационные приложения этого диапазона, позволяющие создавать информационные средства, способные реально «заглянуть за горизонт». Поэтому результаты сеансов связи с Федором Конюховым будут нами внимательно изучены после окончания экспедиции и, уверен, будут иметь научно-практическое значение.
Находясь в Гренландии, Федор Конюхов и Виктор Симонов успешно провели тестовые включения аварийно-спасательного радиооборудования, предоставленного им ОАО «РТИ»: морского аварийного радиобуя АРБМ-406Н и авиационной аварийной радиостанции-радиомаяка Р-855 производства Ярославского радиозавода (входит в состав «РТИ»), — подтвердившие его высокое качество и надежность.»

Федор Конюхов, путешественник-исследователь:

 «Честно говоря, мы немного сомневались в том, что после всех этих падений и купаний ярославская техника будет работать. Но, как показали тестовые включения, и буй, и радиостанция прекрасно выдержали испытания экстремальными условиями Арктики, продемонстрировали стопроцентную надежность! На них можно положиться в критической ситуации на суше и на море, им можно доверить жизнь!»

Для определения текущих координат путешественники использовали навигаторы, предоставленные компанией «НИС ГЛОНАСС». Использование приборов в течение двух месяцев показало, что они выдают максимально точные координаты. Так, в начале мая канадские летчики, осуществлявшие подброс продовольствия и снаряжения, с одного захода вышли на лагерь экспедиции. И как отмечают сами путешественники, погрешность в расчетах не превышала трех метров.

Виктор Симонов, путешественник-исследователь:

 «Мы приняли решение вернуться в Канаду в 2014 году и продолжить второй этап экспедиции по намеченному маршруту, теперь уже от острова Уорт Хант. Преодолеем пролив Баффина и выйдем без заброски авиацией на ледник Гренландии, чтобы пересечь остров с севера на юг по максимально возможной его длине.»

Планируется, что во время второго этапа экспедиции путешественники продолжат научные исследования. В частности, натурные испытания, которые будут проведены ими в интересах ОАО «РТИ» и других компаний корпорации «Система», продемонстрируют возможности отечественного дистанционного мониторинга обстановки и контроля Арктики с помощью перспективных информационных технологий. Данные исследования будут использованы при создании национальной Системы освещения обстановки в Арктике. Кроме этого, Федор Конюхов и Виктор Симонов изучат плотность метеоритных «полей» на территории Гренландии в рамках оценки астероидно-кометной опасности для создания Системы планетарной защиты и ракетно-космической обороны Земли.

Возврат к списку